Потребитель всегда прав

30.05
2019
Покупатель приобрел смартфон. В пределах срока службы он перестал включаться. Экспертиза показала, что отремонтировать товар нельзя, можно только заменить. Это заключение покупатель направил импортеру вместе с требованием проверить телефон и вернуть деньги. Импортер отказался выплачивать деньги, так как установил, что недостаток можно устранить, поэтому вернул телефон покупателю и предложил бесплатно устранить недостаток. Покупатель обратился в суд.

Судебная экспертиза подтвердила: недостаток производственный, ремонт невозможен, требуется замена.

Суды двух инстанций решили что, поскольку способ устранения выявленного недостатка в смартфоне сводится к полной замене устройства, следовательно, выявленный в товаре недостаток является существенным и неустранимым, а покупатель имеет право на возврат уплаченной за телефон денежной суммы в соответствии с п. 6 ст. 19 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".

Однако Верховный суд РФ с данными выводами не согласился, указав, что в подобной ситуации все делается последовательно. 

Сначала потребитель должен потребовать устранить недостаток. 
Если в течение 20 дней проблема не будет решена или выяснится, что исправить дефект нельзя, возвращаются деньги. 
Устранить недостаток можно не только заменой отдельных частей, но и заменой телефона.

В связи с тем, что покупатель не обращался к импортеру с обязательным требованием о безвозмездном устранении существенного недостатка и не возвратил товар импортеру - Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Определение от 16.04.2019 N 32-КГ19-2